Методический кабинет. Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский район |
|
![]() |
Андреева Евгения ИвановнаРеализация идей развивающего обучения на уроках историиЗа многие годы работы я занималась проблемами: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», «Формирование у детей общеучебных умений и навыков», «Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы», «Развитие речи». Достигла неплохих успехов, выходя на конечный результат работы. Качество знаний росло, дети побеждали на олимпиадах, поступали в ВУЗы. Но стало понятно, что этого мало. Дети научились усваивать готовые знания, но не умели рационально работать, самостоятельно строить свою учебную деятельность, искать и находить более рациональные способы решения проблем, переносить их нестандартные условия; не научились заниматься самообразованием. Вот так я и подошла к идее развивающего обучения. Эта идея стала моей главной проблемой на ближайшие годы. Эта проблема актуальна, потому что дает возможность приобретая знания, занять активную жизненную позицию, что важно в наше время. Изучила теоретические основы развивающего обучения, пути повышения качества знаний у учащихся, затем развитие интереса к учебным предметам, активизация познавательной деятельности в учебном процессе, развитие логического мышления. Проработала тему «самоанализ урока – важнейший фактор развивающего обучения», выбор оптимальных методов обучения, рациональная организация учебной деятельности, пути устранения перегрузки у учащихся, элемент развивающего обучения, как средство повышения качества знаний. После того, как изучила всю имеющуюся методическую литературу, осмыслила проблему и определила возможности развивающего обучения в условиях сельской школы. В конце учебного года в школе проходила педагогическая конференция, где был мною сделан вывод, о том что в условиях жизни современного села надо готовить детей не только в институты, но и дать им необходимые знания и умения, чтобы подготовить их к жизни в условиях рыночной экономики, помочь развить им интеллект и способности. Научные основы развивающего обучения заложены в трудах Выготского, Эльконина, Давыдова, Гальперина, а наиболее конкретно принципы развивающего обучения сформулированы в трудах Л. В. Занкова. У него знания, умения и навыки являются базой, фундаментом необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка. Приведем основные принципы его системы:
Почему мои уроки эффективны, потому что на них обеспечивается оптимальное решение всего круга учебно-воспитательных задач, когда внимание и мышление школьников концентрируется на главных ведущих целях изучаемого вопроса, пробуждаются и развиваются познавательные интересы, формируется потребность в знаниях. В этом и сказывается новизна моего опыта. Основные вехи нашей работы по проблеме: интерес к предмету, система способов оптимизации обучения, выбор оптимальных методов обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие логического мышления, пути устранения перегрузки у учащихся, самоанализ урока, работа над повышением качества знаний. Нами разработаны критерии оценки качества знаний:
Проблему развивающего обучения невозможно решить без развития у учащихся логического мышления. Учу детей устанавливать причинно-следственные связи, логические цепочки, сравнения, оценку политических систем и экономических явлений. Не стандартные уроки помогают развивать инициативу детей, потребность высказывать свое мнение, защищать свой проект. При изучении темы экономика начала XX века в работе по группам и индивидуально были предложены темы проектов (возможно свой выбор). На уроке заслушали 6 проектов и 8 оппонентов по этим проектам. Работа была трудная, но интересная, поэтому на повышенном уровне трудности смогли работать даже слабые ученики. Часто при изучении новой темы начинаю с проблемного вопроса, дети размышляют, думают, высказывают свое мнение и, наконец, ищут правильный ответ. Работа в группах дает возможность эффективно использовать закрепление на уроках. Именно групповая работа дает возможность ликвидировать пробелы в знаниях отдельных учащихся. На дом задаю в основном дифференцированно, а поэтому и урок начинаю с опроса индивидуального задания. Ребята успевают выполнить большой объем работы. А главное высказать свои мысли, взгляды. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха. Для этого постановку вопроса произвожу так, что у учащихся возникает потребность мыслить и сообщить свои знания товарищам, высказать свое мнение, получить удовлетворение от творческого общения, например, при изучении темы «Реформы Петра I» ставлю вопрос: «Насколько эффективны эти реформы». Ребята высказывают свое мнение, говорят и «за» и «против». |
Наш адресОренбургская обл., г. Кувандык,ул. Строителей, 13 тел. (35361) 23364 |