ИМЦ. Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский район |
|
|
ЕГЭ-2009Часть А ЕГЭ по русскому языку проверяет усвоение учебного материала на базовом уровне. Задания части В относятся к высокому уровню сложности. А часть С, о которой мы и поговорим подробно, представляет собой задание повышенного уровня сложности. Согласно Спецификации экзаменационной работы по русскому языку, это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное письменное монологическое высказывание на основе прочитанного текста. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов». Потребуется продемонстрировать ряд умений: * понимать и интерпретировать содержание исходного текста; * создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного; * последовательно излагать собственные мысли; * использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка; * оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.За одно задание с развернутым открытым ответом можно получить до 21 балла - то есть до 35% от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам. Для написания сочинений, которые могут претендовать на высокий балл, используйте методику вопросов и ответов. Работайте с текстами из сборников тренировочных тематических заданий по ЕГЭ, выпускаемых Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Прочитайте текст. Как вы могли бы охарактеризовать его? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления - картинка, остановленное мгновение? Всё ли вам понятно в тексте? Возможно, что-то - наличие терминов, сложный синтаксис, отсутствие фразы, в которой четко выражена основная мысль автора, - вызывает затруднение? Если затруднений нет, если абсолютно ясно, какой практический или теоретический вопрос ставит автор в тексте, можно приступать к написанию сочинения и в первом же предложении определить: «Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом (каким? - что такое дружба, сколь многочисленны лики любви, должен ли человек бояться одиночества…)». Если в тексте описана конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.д. и вы не совсем уверены, что поняли авторскую мысль, имеет смысл начать с фразы: «В данном тексте идет речь (о чем?)». Вспомните, как вы писали сжатое изложение в 9-м классе, и сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией какого общего явления может быть данный частный случай, и напишите: «На данном примере автор решает проблему (чего? - отцов и детей, развития и сохранения русского языка, отношения к природе, патриотического воспитания, нравственного выбора…)». Если вам совершенно ничего не приходит в голову, загляните в задание В8 - возможно, вы обнаружите там идею, от которой сможете оттолкнуться при формулировке проблемы. Обратите внимание на то, кто является автором анализируемого текста. Говорит ли вам что-то его имя? Может быть, это известный ученый (академик Д. Лихачев), или писатель (К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин), или знаменитый педагог (С. Соловейчик)… Если в авторском тексте затронуто несколько проблем, попытайтесь выделить среди них главную - и пишите в сочинении только о ней. Теперь следует комментировать выявленную проблему. Какая она - философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Актуальна она или нет? Насколько глубоко разработана? Какими речевыми средствами пользовался автор? Какова тональность текста? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если же перед нами публицистический текст, вспомним, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен; может быть, он иронизирует, призывает к чему-то, с печалью констатирует некий факт… Анализируя художественный текст, не забудем отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно. Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы. Запишите: «В тексте доказывается мысль о том, что...», «По мнению автора, …» Прочитайте формулировки проблемы и позиции - они действительно связаны друг с другом? Отлично. Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора: «Я полностью поддерживаю эту позицию», «С этим мнением можно согласиться лишь частично», «Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору». Если вы разделяете мнение автора, следует привести не менее двух доказательств в поддержку его позиции. Если не разделяете - должны выдвинуть контртезис и подтвердить его доказательствами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности. Один из приводимых вами аргументов должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Если вы совершенно не в ладах с художественными текстами, еще не поздно открыть роман Толстого «Война и мир» - произведение, которое затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Возьмите за правило при написании тренировочных сочинений ссылаться на эту книгу, и вскоре у вас сформируется свой банк примеров. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта («в прочитанной мною биографии Наполеона приводится факт…», «из курса физики нам известно, что…», «в одной из газет, которые регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема»). Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное - не повторяйтесь. Аргументы не должны быть однотипными, не должны до боли напоминать ситуацию, описанную в анализируемом вами тексте. Неоригинальные выдумки из личной жизни и притянутые за уши примеры также производят удручающее впечатление. Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному вами и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы.<\p> Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей? Насколько логически верно текст разбит на абзацы? Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Не оборван ли ваш текст на полуслове? Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию. Каков объем вашего сочинения? В идеале он должен составлять 200-250 слов. Возможно - чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла. Наконец, проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок, правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты». Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление - особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво. Проверьте текст еще раз. Итак, смысловая цельность вашего текста, его объем, логичность и последовательность изложения, разделение на абзацы, точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи, богатство словаря, соблюдение фактологической точности в фоновом материале, уровень аргументации и грамотность - на это экзаменаторы будут обращать особое внимание. Обращайте на это внимание и вы. Практикуйтесь. Пишите не менее одного сочинения в неделю, работайте над индивидуальным стилем, и ваши усилия будут вознаграждены. Татьяна Воронцова, канд. филол. наук, edunews.ru; http://www.ucheba.ru |
Наш адресОренбургская обл., г. Кувандык,ул. Строителей, 13 тел. (35361) 23364 |