Методический кабинет. Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский район |
|
![]() |
Горшенина Тамара АнатольевнаЗначание экономического образования в жизни современного человекаЭкономику иногда называют восьмым чудом света, а степень непонимания ее людьми - девятым.Необходимость школьного экономического образования, которое поможет выпускникам правильно ориентироваться в жизни современного общества и сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих наклонностей и особенностей характера, настолько очевидна, что во многих школах преподавание экономики уже началось. Среди главных целей преподавания экономики в средних общеобразовательных учреждениях следует выделить:
Реализация поставленных целей поможет выпускникам школ стать в конечном итоге более ответственными гражданами, подготовить их к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в жизни гражданского общества в целом. Для достижения названных целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
Не зависимо, чем будут заниматься выпускники, но всем им предстоит жить в мире экономики, а значит экономическое образование не дань моде, а насущная необходимость. Знать, что определяет экономическое благосостояние государства и отдельного гражданина, понимать, почему растут цены и безработица, чем опасен дефицит государственного бюджета, в чем трудности переходного периода, должен каждый человек. Обладая такими знаниями, вы не проголосуете на выборах за кандидата, который обещает одновременно повысить всем зарплату и пенсии и снизить цены, не отнесете деньги в фирму, которая "гарантирует" вам золотые горы, не поинтересовавшись, за счет чего она собирается выполнить свои обещания. В сложных ситуациях экономические знания помогут принять правильное решение, оптимальным путем достичь поставленных целей. Для тех, кто хочет стать предпринимателем, менеджером, аудитором, словом, выбрать дело, связанное с экономикой, начальное экономическое образование станет первой ступенькой на пути к будущей профессии. Любой из нас, даже никогда не изучавший ни одну из экономических дисциплин, вправе считать себя немного экономистом. С экономическими проблемами мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вам наверняка случалось, отправляясь в магазин за покупками, обнаружить, что товары, которые вам хотелось бы купить, стоят гораздо больше той суммы, которой вы располагаете. Как быть, что покупать и что не покупать? Эта бытовая проблема во многом сходна с основным вопросом экономики. Более того, принимая решение о том, что покупать и покупать ли вообще, вы не просто устраиваете свой быт, но и "управляете" экономикой - с большим или меньшим успехом заставляете ее производить нужные вам товары. С изменением ваших предпочтений экономика также перестраивается, иногда быстро и оперативно, а подчас крайне медленно и неуклюже. На первый взгляд может показаться, что решать каждодневные проблемы можно и не изучая экономической науки. Действительно, так и поступает огромное число людей. Но их можно уподобить слепым, пытающим выбрать в цветочном магазине розу …на ощупь. Они наверняка уколются о шипы и скорее всего переколотят массу горшков и ваз. Человек зрячий, вооруженный пониманием происходящего, находится в более выигрышном положении - уж он-то наверняка не поцарапается. Фрэнсис Бэкон утверждал, что знание - сила, знание же экономических законов - сила, помогающая преуспеть в жизни. Это положение, конечно, нельзя понимать буквально. Экономическая наука - не о том, как делать деньги, карьеру и т.п. Она, увы, не дает однозначных рекомендаций в этом отношении. Но знание ее законов позволяет "прозреть", понять окружающую хозяйственную действительность и "оптимизировать свое экономическое поведение". В этом случаи шансы на успех резко возрастают. В процессе экономического образования учащийся, личности не только приобретают необходимые экономические знания, понятия и представления об основных экономических явлениях и усваивают стереотип поведения, социально-экономические роли и нормы, но и "погружаются в пронизывающее любой экономический феномен ценностное пространство, основными ориентирами которого являются культурные модели экономического успеха и действующие в обществе его соционормативные критерии. Это и есть его экономическая социализация, выражающая в формировании экономического самосознания. "Центральной идеей непрерывного экономического образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности. В соответствии с целью формулируются задачи школьного экономического образования. Они предполагают формирование экономической социализации личности школьника, включающей в себя:
Касаясь вопросов отбора содержания экономического образования и условий проявления гуманистического характера последнего, нельзя не остановиться на фундаментальных исследованиях в области содержания образования И.Я.Лернера. Учитывая социальные цели школы, заключающиеся в воспитании личности, способной распорядится своими силами и интересами, и, соотнося их с интересами общества, И.Я.Лернер выдвинул следующие условия, при которых содержание образования может проявить свой гуманистический характер. Во-первых, раскрытие и формирование посредством содержания знаний гуманистических ценностей общества, призванных стать в той или иной мере и по индивидуальному выбору ценностями личности; обеспечение учащихся посильными методологическими знаниями, составляющими парадигму индивидуального способа мышления; осознание истории идей и всей культуры как драмы борьбы идей и мужества индивидов; раскрытие взаимозависимости людей, стран и континентов в процессе самопроизводства общества и создания культуры; осознание нравственных проблем человечества и его истории как движения к распространению общечеловеческих ценностей; показ роли индивида во всех сферах социальной действительности, роли его сознания, свободы выбора действий и ценностей, способности оставить свой след в социуме; предоставление свободы профессиональной ориентации и выбора направления деятельности. Во-вторых, ориентация содержания образования на формирование готовности к самообразованию; формирование учебных умений организационного и практического характера при соответствующих установках личности. В-третьих, включение в содержание образования посильной творческой деятельности с целью дать возможность личности испытать радость от добровольного созидания нового и проявления своих созидательных сил. В-четвертых, развитие эмоционально-ценностной сферы, отношения уважения к себе и другим, стремления к сотрудничеству, способности сопереживать и сорадоваться и др. Все названные аспекты построения и реализации содержания образования в полной мере относятся и к формированию содержания экономического образования в школе. Но актуальной задачей экономического образования в школе является подготовка старшеклассников к жизни, труду в новых экономических условиях хозяйствования. Школа должна помочь детям выбрать правильный путь; объяснить в чем разница между коллективным трудом и собственным делом, фермерским хозяйством. Для этого необходим минимум знаний по земледелию, растениеводству, животноводству, основам организации и экономики фермерского хозяйства, коммерческой деятельности. Кроме этого необходимо хорошее знание местных природно-климатических условий, необходимо учитывать, что специфика работы в крестьянском хозяйстве предполагает постоянное сочетание физического и умственного труда. Фермер должен быть механизатором, дояром, скотником и в то же время руководителем своего предприятия, агрономом, бухгалтером и коммерсантом. Поэтому мы в нашей школе даем определенный багаж знаний: изучаются специальные дисциплины – сельскохозяйственная техника, агрономия, основы коммерческой деятельности, хозяйка фермерского двора. В рамках предпрофильной подготовке учащихся введен элективный курс «Основы налоговой грамотности», который позволяет расширить границы экономических знаний учащихся. Ребята знакомятся с правами и обязанностями налогоплательщика, как осуществляется защита этих прав и т.д. Содержание курса достаточно полезно, поскольку, как сказал Б. Франклин: «Лишь две вещи в жизни неизбежны – смерть и налоги», но грамотный человек знает, как продлить свою жизнь, а человек, изучивший правила налогообложения, - как платить налогов ровно столько, сколько неизбежно, и получать все льготы по налогообложению, которые только возможны». Разработанный мной элективный курс «Основы налоговой грамотности» - полное тому подтверждение (приложение). Полученные теоретические знания ребята в нашей школе применят на практике. Проводим экскурсии в хозяйства, на поля, сенокосы, поддерживаем тесную связь с фермером села - Дударевым С.Н. Он приходит на уроки, делится опытом, практическими знаниями; ребята бывают в его фермерском хозяйстве, наглядно видят, что собой представляет фермерское хозяйство, какие преимущества имеет собственное дело. Таким образом, в нашей школе имеются все условия для получения детьми полноценного экономического образования, что позволит в будущем им правильно самоопределиться и сделать выбор - работать в коллективе, под руководством других людей, или рискнуть и начать собственное дело - организовать крестьянское (фермерское) хозяйство. "Сборник задач по экономике" |
Наш адресОренбургская обл., г. Кувандык,ул. Строителей, 13 тел. (35361) 23364 |