Методический кабинет. Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский район


Суровцова Татьяна Николаевна

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: «Наш сказочник» По творчеству К.И.Чуковского.

Эпиграф к уроку: «Процесс творчества доставляет радость творцу, плоды творчества – радость другим»

Цель урока: Познакомить второклассников с новыми страницами биографии и творчест-ва К.И.Чуковского.

Задачи урока:

  1. воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора;
  2. формировать у детей навыки выразительного чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности;
  3. создать условия для развития творчества, памяти, воображения, при работе с про-изведениями Чуковского.

Формы работы:

  • аналитическая беседа
  • историческая справка
  • словарная работа
  • анализ отрывков (эпизодов)
  • характеристика героев
  • моделирование
  • отработка библиографических умений
  • игра «Путешествие»
  • алгоритмизация действий – игра «Инструкция»
  • работа в группах
  • работа с иллюстрациями и рисунками
  • заполнение читательского дневника
  • оформление карточки на книгу

Предварительная подготовка:

  • Чтение произведений К.Чуковского
  • Выставка книг
  • Подбор дополнительного материала
  • Выставка рисунков
  • Поиск сведений о писателе

Межпредметная связь: - Русский язык – уроки развития речи - История – знакомство с фактами биографии писателя и объяснение их в ракурсе истори-ческого времени - Рисование – рисунки, иллюстрации к произведениям

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • Tехнология групповой деятельности
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение (частично-поисковое)

Литература:

1. Корней Чуковский «Сочинение в двух томах» М. «Правда» 1990 г. 2. Л.Е. Стрельцова Н.Д. Тамарченко Мастерская слова. М. Просвещение 1994 г. 3. Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Чтение М. «Первое сентяб-ря» 2000 г. 4. И.Г. Сухин. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие. М. «новая школа» 1994 г.

Теоретические понятия: - жанр - персонаж - корреспондент

Ход урока.

1. Организационный момент: Жил – был человечек, который знал много – много, почти все на свете. Но скучно ему было, потому что душа его спала. Но вот однажды он попал в уди-вительную страну. Он долго путешествовал там, встречался с ее жителями, и душа его проснулась. Хотите попасть в эту страну? Возьмитесь за руки. Вы чувствуете, как от рук идет тепло? Это волны дружбы – дружбы с друзьями, с учителем, с писателем, с книгой. Они помогут нам попасть в эту удивительную страну. Садитесь поудобнее, отправляемся. (открывается карта путешествия)

2. Вступительная часть: Читаю стихотворение «Радость» - что вызвало улыбку при прослушивании этого стихотворения? - как бы вы его озаглавили?

3. Сообщение учителя: Это стихотворение написал Чуковский. Об этом писателе мы вспомним или уз-наем что–то новое в первом городе нашего путешествия, который называется «Чукоша».

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежами.

Каким он казался им великаном, этим маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шут-ку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от ко-торого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша. - ребята, вы уже многое знаете об этом писателе, а где можно взять, узнать такие сведе-ния? (спросить у взрослых, в сборниках его произведений, из энциклопедии, с компьютерных носителей информации)

Викторина по биографии писателя

  1. В каком году родился?
  2. В каком городе?
  3. В какой город переехал с матерью?
  4. Сколько классов проучился в гимназии?
  5. Вкакую страну его направили работать корреспондентом?

На карту прикрепляется листок: 1. Петербург 1882 год 2. Одесса. 3. 1901 год – газета «Петербургские новости» 4. 1903 год – Англия. Лондон 5. 1916 год – первая сказка «Крокодил» 6. Москва.Переделкино.1969 год.. 7. «Весы», «Сигналы», «Нива», «Русская мысль», «Шиповник», «Па-рус». О писателе вы знаете много, молодцы. А вот с его произведениями знакомы?

Работа в группах

1 группа На чем ехали герои сказки «Тараканище» Медведи на ________________________ Комарики на _______________________ Раки на ____________________________ Волки на __________________________ Львы в ___________________________ Зайчики в _________________________

2 группа Вставь слово, пропущенное в названии литературного произведения 1. ________________________-Цокотуха 2. Катауси и ________________________ 3. _________________- горе 4. Краденое ________________________ 5. ___________________ - дерево 6. ___________________- Айболит 7. ___________________- читает 8. ___________________- смеются 9. Робин Бобин _______________ 10. Жил на свете _______________

Путешествие по городу: Вторая остановка – город ЗАГАДАЙКА Почему так называется этот город?

ЗАГАДКИ

1. Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки На меня они глядят, Молока они хотят. 2. Хожу, брожу не по лесам А по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. 3. Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня. 4. Мудрец в нем видел мудреца Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху лохматого. 5. Из горячего колодца Через нос водица льется. 6. В деревянном домике Проживают гномики Уж такие добряки – Раздают всем огоньки.

В каких жанрах проявил себя Чуковский? (после ответов вывешивается листок) - сказки -стихи - рассказы - от двух до пяти - английские песенки - загадки

Еще раз проверим, как вы внимательно читали его произведения: Игра «Инструкция» 1. Прочитай отрывок. 2. Подумай над ответом 3. Подойди к Татьяне Николаевне и скажи ответ.

Из какой сказки этот персонаж? 1 вариант Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал «вот вам телеграмма От гиппопотама!» 2 вариант Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята, хрюкать!» 3 вариант У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон - Откуда? - От верблюда - Что вам надо? - Шоколада 4 вариант Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! 5 вариант Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. 6 вариант Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот, задом наперед. 7 вариант До болота идти далеко, До болота идти нелегко, И на камень лягушки кладут узелок, «Хорошо бы на камне прилечь на часок!» 8 вариант Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яблоки. 9 вариант Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час! Третья остановка ГОРОД ЧИСТЮЛЬ - В каких произведениях автор призывает быть чистоплотными, опрятными, аккурат-ными? Листок на карту: - Мойдодыр - Федорино горе - зачитать отрывок – какие вещи убежали от мальчика - чем закончилась история? - Какие глаголы характеризуют действия посуды в «Федорином горе»? - Почему? - Чем закончилась история? 4 – я остановка ГОРОД ШИВОРОТ – НАВЫВОРОТ - в каких произведениях можно встретить ситуацию. Где все наоборот?

Листок на карту: «Путаница» «Чудо - дерево» - что напутал автор? - Для чего писатель все напутал? - Какие строчки самые веселые?

5 – я остановка ГОРОД ПУГАЛКА - Чуковский веселил детей не только путаницей, но и страшными история-ми. Листок на карту: «Тараканище» «Бармалей» «Крокодил» - какие это истории страшные, или скорее смешные? - Чему учит нас сказка «Крокодил»?

6 – я остановка ГОРОД АЙБОЛИТИЯ Листок на карту: «Айболит» проза стихи - кто помогал Айболиту - краткий пересказ

7 – я остановка ГОРОД СТИХОВ - какие стихи Чуковского вы читали? Листок на карту: «Черепаха» и т.д. - Инсценирование стихотворения «Закаляка» (Заранее подготовленные ребята)

8-я остановка ГОРОД ПЕСЕННЫЙ - о чем пойдет речь на этой остановке? - Наизусть 1-2 песенки

9-я остановка ГОРОД ГЕРОЕВ Викторина по иллюстрациям к произведениям писателя. Игра «кто что ест?» Соедини стрелочками Звери Чем питаются Слон Таракан Крокодил Мочалка Воробей Шоколад Бабочка Калоши Варенье

Итог урока:

1. Заполнить читательский дневник на понравившееся произведение. Какие струнки вашей души проснулись, запели? Что вы написали в графе «мое мнение»

2. Понравилось ли вам путешествие? - почему не только детям, но и взрослым нравятся произведения Чуковского? Какое у вас было настроение? Выберите листочек определенного цвета - для нашего цветка, который мы составим на память о нашем путешествии ( на столах у ребят раз-ноцветные лепестки из цветной бумаги)

Сказки дедушки Корнея

просмотр презентации по заявке

Как влияет движение земли на распределение тепла и света на планете

просмотр презентации по заявке

Дифференцированный подход в обучении и воспитании – как фак-тор личностного роста учащихся

просмотр ИПМ по заявке


Наш адрес

Оренбургская обл., г. Кувандык,
ул. Строителей, 13
тел. (35361) 23364



Hosted by uCoz